Ильина Ирина Викторовна

«Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе»


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В.А.Сухомлинский

 

 

Несомненно, в современном обществе развитию ребенка-дошкольника уделяется очень большое внимание. Детские сады планомерно улучшают материально-техническую базу, внедряют инновационные программы развития, приоритет личностного подхода неоспорим. Родители стараются дать своему ребенку все самое лучшее и как можно больше: научить ребенка, заинтересовать, увлечь какой-либо деятельностью.

В свои 5 лет современный малыш имеет множество развивающих игрушек, свободно обращается с телефоном-планшетом, однозначно знает счет и алфавит, а зачастую умеет читать, побывал во многих музеях и кинотеатрах, посещает несколько кружков и спортивных секций.

И это правильно! Дошкольное детство – сензитивный период развития ребенка, наиболее благоприятный для раскрытия задатков, развития способностей.

Только в этом благородном желании обучить, научить и развить ключевое понятие «детство» уходит на второй план. Появляется ощущение, что мы упускаем что-то очень важное, бесценное, родное и дорогое.

Я всегда с нежностью вспоминаю свое детство. Нет, оно не было беззаботным, у меня не было компьютера, телефона, игрушками не были завалены комнаты. Но в нем было что-то волшебное: сказки на ночь, колыбельные бабушки, святая уверенность, что Дедушка Мороз обязательно положит под елку долгожданный подарок, друзья, снежки, мячик, куличи в песочнице, казаки-разбойники. Все это воспитывало, развивало и учило.

А что будут вспоминать наши дети, которых мы лишаем счастья быть детьми, навязывая им свой сумасшедший темп жизни: все успеть, нигде не опоздать, быть первым и лучшим? Нет, я не призываю пустить все на самотек и ждать, пока малыш «дорастет», я предлагаю задуматься о методах развития ребенка.

Мы являемся носителями бесценного пласта русской культуры и детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в него. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап в жизни ребенка, все стороны его развития. Почему же мы так безответственно упускаем возможность развивать ребенка тем, что характерно для него? Ведь значение сказки для малыша трудно переоценить: она воспитывает, учит. А загадки, приметы, потешки? Они знакомят ребенка с окружающим миром, развивают и обогащают речь, способности к анализу, обобщению, тренируют память. Колыбельные способствуют освоению грамматического строя речи, формируют фонематическое восприятие. Богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр, в процессе которых развивается не только речь, но и мелкая моторика.

Влияние народного творчества на развитие ребенка неоспоримо, поэтому можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Ненавязчиво учить, развивать, воспитывать, создавая и сохраняя ощущение сказочности, волшебства.

Но самая большая, на мой взгляд, ценность подобного развития ребенка-дошкольника – непосредственное личное общение с ним, без которого современное дошкольное детство никогда не будет детством.

9 ноября 2017 в 19:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.